КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ.

Рыночная экономика порождает многообразие форм, видов и методов кредитования народного хозяйства. В целом классификация кредитовпредставляет собой видовую структуру кредитных отношений, состав субъектов и основные свойства, сохраняющиеся при различных внешних и внутренних изменениях. Классификация кредитов зависит от конкретных экономических условий функционирования в той или иной стране, системы законодательства и представляет собой рядовую структуру кредитных отношений. К ним, в частности, относятся: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, международный, бланковый, ломбардный, вексельный, инвестиционный. Наибольшее распространение среди кредитования физических лицзанимает, безусловно, потребительское кредитование. Под ним в РФ принято понимать ссуду, предоставляемую населению. При этом потребительский характер определяется целью предоставления самой ссуды. Объектом кредитования в данном случае выступает продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера. Потребительский кредит представляется банками населению для удовлетворения различных потребительских нужд. Увеличивая платежеспособный спрос населения, кредит позволяет получить материальные блага, товары без предварительного накопления средств. с другой стороны, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны. Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс- кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер(ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам). Потребительский кредит — кредит, предоставляемый населению для оплаты потребительских нужд. Он выдается в денежной и товарной формах. Для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов, ковров, часов, автомашин, мотоциклов) кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами часть (25-50%) стоимости товара, остальная сумма в зависимости от его вида и цены выплачивается в рассрочку равными долями в течение нескольких месяцев (лет) с уплатой процента. Этотоварная форма кредита, основанная на денежном его виде: торговые организации в случае необходимости могут получить ссуду в банке под товары, проданные в кредит. К потребительскому кредиту относятся также ссуды, выдаваемые гражданам наличными деньгами для текущих нужд кассами взаимопомощи на предприятиях, в организациях и учреждениях под обязательство о погашении ее из заработной платы члена кассы (беспроцентные). Денежный кредит населению на потребительские нужды выдают ломбарды под залог вещей. Данные ссудысодействуют ускорению реализации продукции, более полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения в товарах народного потребления за счет их будущих доходов. Необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров. К важнейшим признакам потребительского кредитования как видапредпринимательской деятельности следует отнести:  экономическую самостоятельность и независимость субъектов;  риск;  стремление к максимизации дохода (прибыли);  инновационный характер деятельности;  ответственность.

ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ Потребительские кредиты можно классифицировать по различным критериям: 1. По субъектам кредитной сделки различают следующие виды потребительских ссуд: а) по виду кредитора — это ссуды, предоставляемые банками, торговыми организациями, ломбардами, пунктами проката, кредитно- потребительскими союзами (КПС); б) по виду заемщика — это ссуды, предоставляемые:  всем слоям населения;  определенным социальным группам;  различным возрастным группам;  группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;  VIP-клиентам;  студентам;  молодым семьям. 2. По обеспечению:  обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами);  необеспеченные (бланковые). 3. По методу погашения:  разовое погашение (текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли, а также кредиты в виде отсрочки платежа);  рассрочка платежа (равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется)). 4. По условиям предоставления:  разовый;  возобновляемый (револьверный). 5. По целевой направленности ссуд (по объектам использования или объектам кредитования):  строго целевые (на образование, лечение, строительство или приобретение жилья, автокредиты, ипотечные ссуды, на приобретение товаров длительного пользования и пр.);  без указания цели (на неотложные нужды, в виде овердрафта). 6. По срокам кредитования:  краткосрочные (до 1 года);  среднесрочные (до 5 лет);  долгосрочные (свыше 5 лет.

СИНДИЦИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ Синдицированное кредитование — это не вид кредита, а форма организации предоставления кредита. Синдицированными могут быть экспортные кредиты, проектное финансирование, кредитные линии, лизинговые сделки, аккредитивы и т.д. Отличие синдицированного кредита от обычного в том, что в нем участвуют несколько кредиторов. С помощью синдицированного кредитования заемщики могут получать крупные кредиты, которые один банк предоставить не в состоянии вследствие высокого риска или превышения законодательных ограничений. Синдицирование позволяет снижать страновой риск и кредитный риск на одного заемщика. Синдицированные кредиты делятся на:  обеспеченные;  необеспеченные. Обеспеченным синдицированным кредитом считается кредит, обеспеченный приемлемым залогом или гарантией правительства. Синдикат кредиторов может принять гарантию крупной компании, имеющей высокий кредитный рейтинг, либо залог от третьего лица. При этом учитывается страновой риск гаранта, который может быть ниже странового риска заемщика. Размер обеспеченного синдицированного кредита не зависит от размера капитала и оборотов заемщика, так как риск определяется залогом и гарантиями. Риски необеспеченного синдицированного кредита прямо зависят от финансовых показателей заемщика. Поэтому такие кредиты предоставляются только компаниям, соответствующим общепринятым требованиям надежности и имеющим высокий международный кредитный рейтинг. Общее условие любого синдицированною кредита — возврат средств равными долями каждому кредитору. Следовательно, каждый участник синдиката получит выданную сумму только при условии полного погашения всею кредита. Тем самым индивидуальный риск кредитора прямо связан с общим риском, а проблема кредитоспособности заемщика по совокупной задолженности становится особенно значительной. Существуют два способа синдицирования:  крупные банки, имевшие на балансе значительные кредиты крупным клиентам, в целях уменьшения кредитных рисков продавали часть кредитов на вторичном рынке. Эта форма синдицирования получила название «секьюритизация активов». Секьюрити- зируются в форме выпусков долгосрочных облигационных займов ипотечные ссуды банков и финансовых компаний, активы лизинговых компаний. Гарантией возвратности займов является обеспечение ипотечных ссуд и сданное в лизинг имущество. Именно такой вариант положил начало широкому распространению синдицирования. Эту форму принял фондовый рынок США в 80-е годы XX в. хотя идеи подобных операций родились в Европе;  заемщик выдает организатору кредита (arranger) поручение на привлечение денег от группы кредиторов. Если организатор сумел организовать синдикат, сделка состоится. Этот второй способ, собственно, и является синдицированным кредитом. Нередко в роли организаторов синдицированного кредита выступают один или несколько банков-андеррайтеров. Они берут на себя обязательство профинансировать сделку целиком и вносят всю сумму кредита в расчете перепродать значительную часть кредита на вторичном рынке. Этот прием значительно ускоряет сделку: стандартный средний срок классического синдицирования в Европе в начале XXI в. — восемь недель. Значительное сокращение сроков кредитования связано с тем, что синдицированные кредиты предоставляются за счет трех- и шестимесячных евродепозитов. Так как конъюнктура рынка евродепозитов часто изменяется, условия кредитования также необходимо постоянно пересматривать. Для развивающихся стран сроки кредитования обычно составляют 6-12 месяцев. Это связано с тем, что банки-кредиторы сами не желают увеличивать риски по развивающимся странам и странам с переходной экономикой. В то же время и заемщики предпочитают из-за быстрой смены конъюнктуры внутреннего рынка не привлекать внешние займы на длительный срок, если средства не идут на финансирование долгосрочных проектов. Для того чтобы заемщик получил синдицированный кредит, он должен удовлетворять определенным критериям:  наличие юридически обоснованного доступа к внешним рынкам. В рамках валютных ограничений на резидентов могут накладываться определенные ограничения на операции по привлечению внешних займов, и в таком случае потенциальный заемщик должен иметь специальное разрешение денежных властей;  наличие кредитной истории. Обычно на рынок еврокредитов выходят заемщики, нарабатывавшие кредитную историю на протяжении не менее трех-пяти лет. Кроме того, потенциальный заемщик должен иметь опыт взаимодействия с зарубежными институтами в виде корреспондентских отношений (для банков) или экспортно-импортных операций (для предприятий);  наличие аудиторского заключения по международным стандартам. Проведение международного аудита является не менее важным условием кредитования, чем наличие специального разрешения от денежных властей. Наиболее предпочтительными считаются аудиторы из первой десятки международных консультантов. Важная особенность синдицированных кредитов — возможность их досрочного погашения заемщиком без штрафных санкций. Если синдицированный кредит использовался для слияния или поглощения, рейтинг, рыночная цена и кредитоспособность новой компании обычно становятся выше. Это позволяет погасить полученный ранее синдицированный кредит за счет выпуска облигаций на существенно лучших условиях, чем это было возможно до объединения компаний. Вторичный рынок синдицированных кредитов достаточно объемный и ликвидный, хотя и уступает по этим параметрам рынку облигаций. Большинство кредитных соглашений в соответствии с общепринятыми нормами законодательства допускают передачу прав требования по кредиту третьей стороне по договору цессии. В синдицированных кредитах право кредитора на цессию оговаривается специально, с описанием се механизма и документации. На вторичном рынке обращается около 10% синдицированных кредитов. Исполнение синдицированного кредита может осуществляться следующими двумя способами: Организатор (Arranger) — это банк, который берет на себя весь процесс по организации синдицированного кредита. Задачи организатора включают подготовку информационного меморандума по заемщику, предложение другим банкам по участию в синдикации и переговоры с ними, подготовка и согласование договора. Организатор должен быть одним из крупнейших кредиторов.