Виктор Медведчук: Правда про кредиты МВФ, или Пора избавляться от иллюзий

Виктор Медведчук: Правда про кредиты МВФ, или Пора избавляться от иллюзий.

Украина получила первый транш кредита МВФ в сумме $5 млрд в рамках программы расширенного финансирования Extended Fund Facility. Чиновники ликуют, однако у рядовых украинцев поводов для радости мало. Во-первых, ради получения новой — расширенной — программы финансирования правительство уже приняло целый ряд антисоциальных мер: в разы повысило тарифы на газ, электроэнергию, отопление, урезало финансовое обеспечение пенсионеров, обязалось сократить бюджетников, провести жесткую оптимизацию в сферах здравоохранения и образования. Во-вторых, украинцы поняли, что выделенные МВФ деньги не пойдут на улучшение их материального положения. Накануне премьер-министр Арсений Яценюк уже предупредил, что ни копейки из кредитов Запада граждане не увидят: «Эти деньги не могут пойти на социальные выплаты, пенсии и зарплаты. Не могут пойти на повышение жизненных стандартов». А это значит, что политика «затягивания поясов» будет только ужесточаться. Премьер уверяет, что социальные стандарты будут пересмотрены после того, как увеличатся доходы госбюджета. А поскольку это стране вряд ли светит даже в среднесрочной перспективе, рассчитывать на облегчение жизни украинцам не стоит. Предполагается, что заемные средства пойдут на погашение старых кредитов. И вот здесь начинается самое интересное. Как заявил премьер, в 2015-м Киеву предстоит вернуть $11 млрд. Учитывая то, что сейчас ЗВР едва превышают $5,6 млрд, радужные отчеты-прогнозы МВФ, дескать, в 2015 году резервы Украины возрастут до $18,3 млрд, в 2016-м — до $22,3 млрд, в 2017-м — до $28,5 млрд, в 2018-м — до $35,2 млрд, мягко говоря, фантастично-нереалистичны. Не могу разделить и оптимизм официального Киева, рассчитывающего на скорое предоставление следующих траншей МВФ. Украина имеет многолетний опыт сотрудничества с Фондом, однако большинство кредитных программ для нашей страны так и не были реализованы до конца. Так было с 12-месячными программами stand-by от 1995 и 1997 годов, когда кредиторы дали лишь около половины обещанной суммы. Аналогично закончилась история и с программой EFF от 1998 года. Утвержденная в 2008-м программа stand-by уже на следующий год была заморожена. Новый кредит stand-by от 2010 года был приостановлен в 2011-м. Это общеизвестные факты. Отдельно стоит вспомнить прошлый год, когда из баснословных $16,67 млрд, обещанных МВФ, Украина получила лишь треть — $4,6 млрд. Уверен, что точно так же будет реализовываться и новая программа EFF. Тем более что ростовщики уже предупредили: они намерены жестко контролировать расходование кредитных средств и выполнение Киевом взятых на себя обязательств. Видимо, проевропейской «некоррумпированной реформаторской» власти не доверяют не только украинцы, но и европейцы. Помнится, еще в марте прошлого года, когда выделение Украине первого транша кредита по программе stand-by только обсуждалось, экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, хорошо осведомленный о методах команды «любих друз╕в», выразил опасения, что материальная помощь «может снова оказаться не в тех карманах». В 2015-м ситуация не изменилась. Европейцы по-прежнему сомневаются в честности и прозрачности новой власти. Джованни Кесслер, глава Европейского управления по борьбе с мошенничеством, предложил создать европейско-украинский совместный контролирующий орган — «некое подразделение, которое будет предотвращать хищения этих средств». Серьезно сомневаются кредиторы и в способности «правительства реформаторов» проводить структурные и системные преобразования. За отсутствие реформ Кабмин Яценюка жестко критиковали не только требовательные европейцы, но даже представители Вашингтона. В том числе и Джеффри Пайетт — друг, соратник и идейный вдохновитель «майданных лидеров». Но реформ как не было, так и нет, а без преобразований, без восстановления экономики, без роста производства, без новых рабочих мест, без благоприятного инвестиционного климата, без создания условий для ведения бизнеса надеяться на то, что Украина выйдет из кризиса, не стоит. Пришло время понять: кредиты не спасут страну, финансовая помощь международных ростовщиков не пойдет Украине во благо. Мы просто получим новый виток роста государственного долга. Критическая отметка в 60% ВВП уже давно превышена — к концу 2014 года госдолг Украины составил 73% ВВП. Но и это еще не предел: согласно прогнозу МВФ, к концу 2015-го он достигнет 94% ВВП, а это значит, что наша страна станет одним из крупнейших должников среди развивающихся стран, пропустив вперед только Ливан, Ямайку и самые бедные государства Африки. И лишь к 2020 году госдолг (опять-таки по оптимистическому, безнадежно
далекому от реальности прогнозу МВФ) сократится до 71% ВВП, то есть фактически сравняется с сегодняшним показателем. Когда страна выйдет на «домайданные» показатели, прогнозировать не берется никто. А ведь еще на начало 2014-го государственный долг Украины составлял 40,9% от внутреннего валового продукта. Как видим, прозападной команде псевдореформаторов понадобилось меньше года, чтобы обвалить экономику и втянуть страну в долговую трясину. Причем ни поддержка Запада, ни финансовая помощь международных ростовщиков не стали, как ожидалось, панацеей от всех бед. И новая кредитная программа МВФ отнюдь не спасательный круг, как заявляют представители власти, а долговая удавка.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

21 сентября 2017 года.

Популярные теги.

Рейтинг всех персональных страниц.

Избранные публикации.

Как стать нашим автором? Прислать нам свою биографию или статью.

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ФС © 77-58-668 от 21 июля 2014 г.

Редакционный совет.

научный руководитель, председатель редакционного совета.

Viperson— © 2007–2016 Рейтинг персональных страниц. Использование материалов Viperson разрешено только при наличии активной ссылки на источник.