Государственный кредит

Государственный кредит.

Государственный кредит — система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора. Причиной мобилизации заемных средств выступает наличие дефицита государственного бюджета.

Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные займы. Правительство мобилизовало деньги как на добровольной, так и на принудительной основе под обеспечение государственным имуществом. В XVIII в. сложились следующие виды государственного кредита, типы банков и небанковских организаций.

— государственные (внутренние и внешние) займы, казначейские обязательства; — позаимствование средств у казенных банков; — государственный заемный банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательном домах (1772), приказы общественного признания (1775.

Главные операции вышеназванных учреждений: прием вкладов, выдача ссуд под залог помещичьих имений.

Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

В соответствии с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.

Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.

Региональные органы власти (Санкт-Петербург, Республика Коми и другие субъекты РФ) используют следующие инструменты кредитной и финансовой политики.

— бюджет развития; — бюджетный кредит; — налоговый кредит; — инвестиционный налоговый кредит: дифференцированные ставки и налоговые льготы банкам региональные ценные бумаги; — государственные гарантии банковским кредитам; — различные формы взаимодействия органов власти и банков; — ипотечное кредитование.